Warning: Creating default object from empty value in /home/users/m/mkam/domains/vandeya.ru/wp-content/plugins/buddypress/bp-loader.php on line 71
 К 90-летию оставления Приморья Белой армией | Русская Вандея

К 90-летию оставления Приморья Белой армией

15.10.2012 в Гражданская война

В настоящее время готовится к изданию военно-историческая работа И.Л.Рыжова «Последний поход», освещающая эаключительный этап боевых действий в Приморье осенью 1922 года. Автору удалось собрать значительный фактологический материал, основанный на архивных документах обеих сторон. До сегодняшнего дня не было еще ни одного исследования такой полноты: ежедневная хроника войны, бои и незначительные стычки, потери красных и белых прослежены на максимально возможном уровне. Текст иллюстрирован картами, редкими фотографиями, автором разработаны схемы сражений и реконструирован облик образцов техники.Вниманию читателей предлагается одна из статей И.Л.Рыжова «Последний бой бронепоезда» — о гибели бронепоезда Земской Рати «Волжанин» в октябре 1922 г.Из сухих строк рапортов и донесений ярко встает доблесть и героизм последних белых бойцов, дравшихся отчаянно до самого конца.
Следует пояснить одно сокращение, применявшееся тогда: «бепо» или б/п обозначает собственно бронепоезд. Могли называть также «броневик», как видно на подписи на одной из фотографий.
А.Ю Бушин

Во многих мемуарах и исторических исследованиях посвященным последним боям Гражданской войны в Приморье можно встретить такой факт, что во время штурма Спасска 8-9 октября 1922 года частями Народно-Революционной армии Дальневосточной республики в числе трофеев был захвачен бронепоезд. Об этом, в частности, писал командир 2-й Приамурской стрелковой дивизии Покус Я.З. Его дивизия принимала самое непосредственное и активное участие в штурме Спасска.Меня очень заинтересовал этот вопрос. А так как «былинникам речистым» я на слово уже давно не верю, то и решил для себя все-таки докопаться до истины.

Пришлось перелопатить гору литературы, и по большей части только ту, которая была издана в СССР, но везде одно и то же: «В Спасске наши бойцы захватили… бронепоезд противника…». Причем в некоторых опусах даже утверждалось, что было захвачено не один, а ДВА! бронепоезда. Как говориться, чем дальше в лес, тем толще партизаны. Как известно, историю пишут победители, и надеяться, что эти победители будут объективны, по меньшей мере легкомысленно. Оставалась надежда на архивы и мемуары участников с другой стороны, то есть белых.

Прежде всего, надо было узнать, сколько же было бронепоездов в Земской Рати, а именно так были переименованы вооруженные силы белых в Приморье.

Из разных источников, и прежде всего из Государственного Военного Архива, было выяснено, что бронепоездов было четыре. Из разведсводки разведотдела отдела Штаба НРА и Флота ДВР от 15 сентября 1922 года и из ряда других источников удалось выяснить состав бронесил Каппелевской армии, как ее называли красные:
• № 1 «Волжанин» (поручик Воронцов) — 2 орудия, 4 пулемета;
• № 2 «Каппелевец» (капитан Симанович) — 2 орудия, 9 пулеметов;
• № 3 «Дмитрий Донской» (лейтенант Куров) — 20 офицеров и 25 морских стрелков, 2 орудия, 9 пулеметов;
• № 4 (Гурвич) — 55 солдат, 1 орудие, 2 пулемета;
• Бронедрезина — 7 солдат, 1 пулемет;
• Дивизион бронепоездов — 43 офицера, 300 солдат, 7 орудий, 25 пулеметов.

Дивизионом бронепоездов командует капитан Кормишин в составе Железнодорожной бригады полковника Ростовцева.

Удалось найти фото бронепоездов «Каппелевец» и «Дмитрий Донской», сделанные в феврале 1922 года.

кп       дд

Как видно из снимков, бронепоезда эти были самодельные или импровизированные. Никакой стальной защиты они не имели.

В 1922 году гражданская война на Дальнем Востоке велась при огромном недостатки самых элементарных ресурсов. При отсутствии какой бы то ни было материально-технической базы, бронепоезда приходилось собирать из подсобных материалов. Все они, как правило, были сделаны на скорую руку и имели крайне примитивную конструкцию. Это были товарные вагоны, угольные пульманы либо платформы с сооруженными на них блиндажами из шпал, бревен, досок, рельсов, мешков с песком. Часто встречались и бронелетучки — один вагон с орудием или пулеметом, намертво закрепленным на его лобовом торце, и способным вести огонь только вдоль направления железнодорожного полотна. В бортах вагонов устраивались бойницы для пулеметов и винтовок. В качестве тяги применялся любой подвернувшийся под руку паровоз, и лишь изредка котел его обкладывали мешками с песком. Поначалу бронепоезда, даже изготовленные на крупных заводах, отличались явным примитивизмом. Бронеплощадки (а именно их конструкция и характеризует степень совершенства самих бронепоездов) представляли собой вариации на тему: бронеказемат, занимающий примерно три четверти платформы, и на оставшейся площади — упрощенный барбет с тумбовой установкой орудия, нередко с отрезанной хоботовой частью лафета. Подчас на орудии отсутствовал даже штатный щит.

Но самым уязвимым оставался паровоз, который не имел вообще никакой защиты. И именно это сыграет свою трагическую роль в дальнейшем.

На вооружении бронепоездов находилось 1-2 орудия калибра 37 и 76 мм, а также 2-9 пулеметов, причем только половина из них станковые, а остальные ручные. Экипаж состо-ял из 10-20 офицеров и 20-50 рядовых. Иногда к экипажу бронепоезда добавляли пехотную команду численностью до роты.

Но даже и с таким довольно слабым вооружением и отсутствием брони, эти бронепоезда представляли собой грозную силу для противника. И появление их на том или ином участке фронта приносило немало хлопот красным.

Дальнейшие поиски привели меня в Российскую Национальную Библиотеку в городе Санкт-Петербурге, где нашлась книга «Исторический очерк 2-й Приамурской Красно-знаменной стрелковой дивизии. 1919-1923 гг.» издание 1924 года.

На свое удивление, я не нашел в ней упоминания о захвате белого бронепоезда в Спасске. Более того, в ней говорилось, что части белых отошли от Спасска именно под прикрытие бронепоезда.

А дальше еще интереснее.

бд

11 октября в 16 ч. 30 мин. 6-й Хабаровский стрелковый полк при 6-ти орудиях после пятичасового боя занял д. Черниговка и ст. Мучная. Белые отошли и заняли позиции в 4-х верстах северо-восточнее д. Халкидон. Красные пытались атаковать по тракту Черниговка-Халкидон, но встретили упорное сопротивление. А огонь бронепоезда заставил их отойти и залечь. Наступившая темнота приостановила боевые действия.

Как видно бронепоезд своими действиями очень мешал красным, сковывая их маневр.

И вот с рассветом 12 октября части группа товарища Вострецова вновь перешла в атаку. 6-й Хабаровский пехотный полк при поддержке Троицко-Савского кавалерийского полка сбил части Сибирской группы генерала Смолина с занимаемых позиций и заняли д. Халкидон. При артиллерийской перестрелки с бронепоездом противника, огнем орудия, внесенного на руках на вершину сопки в 2-х верстах восточнее Халкидона (район нынешнего села Высокое) бронепоезд белых был подбит и зажжен. И, несмотря на поддержку прибывшего со ст. Ипполитовка другого бронепоезда, захвачен частями большевиков.

Так значит, захват бронепоезда произошел не в Спасске, а под сопкой у нынешнего села Высокое. Дальше уже придется обратиться к документам из Российского Государственного Военного Архива.

В одной из телеграмм командира Ударной группы товарища Покуса в Штаб НРА из Спасска от 12 октября говорится:

«Бронепоезд белых, стоявший полторы версты южнее Халкидона, около 9 часов подбит нашим орудием, стащенным на указанные холмы. Второй бепо, подойдя с юга, не мог помочь подбитому и открыл огонь по батальону 6-го полка и Троицко-Савскому кав. полку, решившемуся преследовать».

На основе этой телеграммы и других донесений была составлена Оперативная сводка Штаба НРА за №0263 от 13 октября. В ней говорится, что бепо при двух орудиях подбит артиллерийской батареей с высоты в полуверсте к востоку от д. Халкидон и захвачен батальоном 6-го пехотного полка. То есть бронепоезд вел артиллерийскую дуэль не с одним орудием а целой батареей, а это 4 орудия.

В другой Оперативной сводке Полевого Штаба НРА ДВР №5158 от 13 октября 1922 года сообщалось, что же из себя представлял бронепоезд и что было захвачено на нем. А именно: «2 орудия, одно полевое другое 37 мм, 30 ящиков патронов и снарядов, 2 контрольные платформы, одна площадка, остальные площадки и бронепаровоз попорчены взрывом».

В Спасском музее удалось обнаружить негативы старых снимков 1922 года, на которых был сфотографирован подбитый бронепоезд и место боя. Благодаря местному краеведу Смоленкову И. мы можем их сейчас видеть. К сожалению они не очень хорошего качества, но что есть.

б1       б2
б3
Теперь стало известно имя подбитого бронепоезда. Это был «Волжанин» под командой поручика Воронцова, который был вооружен 2 пушками (одно полевое 76 мм и второе мелкокалиберное 37 мм), 4 пулеметами.Более подробно последний бой описал участник последних боев в Приморье поручик Филимонов Б.Б.

Из его дневниковых записей стало известно, что Черниговку обороняли части Сибирской группы генерала Смолина с приданными ей кавалерийскими частями Поволжской группы генерала Молчанова.

На горе Крестовая в 2 верстах к северу от Черниговки стоял заслон полковника Смирнова в составе Иркутской пешей и Петроградской конной дружин и одно орудие. В селе Черниговка Московская, Прикамская и Поволжская конные дружины, рота Красноярской пешей дружины, Штаб Сибирской группы. На высотах южнее села Томская пешая дружина, Воткинская артиллерийская дружина — 1 орудие, Добровольческая батарея — 2 орудия. На станции Мучная — один бронепоезд («Волжанин»), на станции Манзовка — другой («Каппелевец»).

Пусть современного читателя не пугает слова дружина. По приказу правителя Приамурского Земского края генерала Дитерихса, батальоны стали называться дружинами.

Но так как оборонять саму деревню по условиям местности было невыгодно, то генерал Смолин приказал своим частям занять позиции в 2 верстах к югу от Черниговки. Весь день 11 октября шел бой, то разгораясь то затухая.

Бронепоезд, теперь уже известно, что это был «Волжанин», вел огонь по красным с левого берега реки Люзанки (Низинка) не давая им атаковать и прикрывая отход частей Сибирской группы. И огонь его наносил чувствительные потери наступающим красным. Это известно из телефонограммы Начальника полевого Штаба Главкома НРА № 042/в: «В 16 ч. 30 мин. наши части заняли поселок Черниговка. Особое сопротивление оказывает огонь бепо противника».

Передовые части белых стали испытывать нехватку боеприпасов. «Чувствительный расход патронов» доносил генерал Смолин. В связи с этим, большая огневая нагрузка возлагалась на «Волжанина», на его орудия и пулеметы.

Что происходило дальше известно из донесения генерала Смолина Воеводе Земской Рати генералу Дитерихсу №25/оп от 12 октября 8 ч. 40 мин.:

«В 7 ч. 40 мин. пехота под сильным натиском противника отошла по линии железной дороги за первый мост, что через реку Сухой Яр. В настоящий момент Томская дружина прикрывает бронепоезд, по которому противник открыл сильный артиллерийский огонь. Бронепоезд подбит, три платформы сошли с рельс и горят. Вперед выкинулся бронепоезд № 2 («Каппелевец») и полковник Ростовцев».

И уже окончательно полную картину боя дополняют воспоминания вахмистра Давыденко из команды бронепоезда и помощника командира Томской дружины полковника Бахтерева, которые стали известны из книги Филимонова Б.Б. «Конец Белого Приморья» изданной в США в 1971 года. Вот что мы теперь знаем.

Ночь передовые части белых провели около Халкидона. Утром со стороны Черниговки появились красные. Они наступают. Заняли сопки. Красная артиллерия ведет интенсивный обстрел белого расположения. У белых имеется в боевой линии один лишь бронепоезд, на него и легла основная боевая задача. Почти вся артиллерия красных сосредоточила свой огонь по «Волжанину». Пехота белых находиться правее (восточнее) железной дороги, занимая сопки. Полковник Бахтерев с конной сотней Томской дружины выдвигается в боевую линию. Красные одним из своих снарядов попали в паровоз белого бронепоезда. С тыла на дрезине ехало несколько человек к бронепоезду. Под огнем красных дрезина перевернулась. У бронепоезда же американский вагон сошел с рельс, опрокинувшись поперек пути. Красные находятся теперь на расстоянии полутора-двух верст от белого бронепоезда. Видя, что он обездвижен, вся артиллерия красных открыла интенсивный огонь. Думать о поднятии американского вагона на рельсы не приходиться. Большевики вскоре пристрелялись и теперь уже били наверняка. Бронепоезд, подожженный снарядами красных, начинает гореть. Для команды белого бронепоезда остается один выход: взорвать орудия и сжечь его. Надо убирать тяжело раненых. Между тем под давлением красных, белая пехота оставила гребни сопок, спустилась вниз на равнину и, оставляя горящий бронепоезд впереди своего фронта, отошла версты на две к югу, где заняла новый рубеж и остановилась. Отступление белой пехоты было довольно поспешным, кое полковник Бахтерев характеризовал словами: «наша пехота посыпалась». Таким образом, горящий белый бронепоезд остался на «ничьей земле». Его команда поспешно отходила, имея в прикрытие лишь кавалеристов полковника Бахтерева. В этот момент эскадрон Троицко-Савского кавалерийского полка решился на атаку небольшого отряда белых, залегших у бронепоезда. Непосредственно около «Волжанина» находилось только 10 всадников во главе с полковником Бахтеревым. Конница красных уже развернулась для атаки, силы слишком неравны, сейчас налетят и порубят. Но неожиданно из-за полотна железной дороги раздались частые залпы. Оказалось, что там собралось около 30 отставших белых бойцов Томской дружины. Видя несущихся на них красных всадников, они не растерялись, но открыли огонь залпами. Этот огонь оказался полной неожиданностью для красных. Их атака захлебнулась и смешалась. Красная конница повернула быстро назад, отскочив на приличную дистанцию. Этот огонь небольшой горстки белой пехоты спас жизнь полковнику Бахтереву и его людям.

От разъезда Манзовка подошел «Каппелевец». Своим огнем он стал прикрывать отход частей белых. И теперь уже на его команду ложились задачи «Волжанина». Им не раз приходилось ранее вместе прикрывать свою пехоту, вести артиллерийскую дуэль с батареями и бронепоездами противника. Особенно часто бились они бок о бок во время Хабаровского похода и под Волочаевкой. Теперь «Каппелевец» уже в одиночку прикрывал остов умирающего собрата. Бронепоезд «Волжанин» горел, его орудия были испорчены экипажем, сняты замки и панорамы, пулемет забраны с собой. Защищать, некогда грозного для врага, а теперь беспомощно замершего на дороге «Волжанина» не имело смысла. Последние его защитники стали отходить за ручей Сухой Яр, отстреливаясь от красных конников, державшихся теперь на приличном расстоянии.

Бронепоезд «Волжанин» не был захвачен, он погиб в бою, до конца выполнив долг солдата. Красным достались только разбитые и полусгоревшие вагоны и платформы, да две испорченные и негодные к стрельбе пушки.

Уходя, белые бойцы сняли с бронепоезда трехцветный флаг Российской империи, символ воинской чести и доблести, символ патриотизма и любви к Родине, знак мужества и стойкости последних Защитников Отечества.</div>

И.Л Рыжов

Подготовлено совместно с Службой информации 1 отдела РОВС: http://pereklichka.livejournal.com/188366.html

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.